Рукодельницы на русском престоле

О российских императрицах – вышивальщицах рассказывает историк Ирина Чурина.

Царское ли это дело?…

Еще со времен средневекового домоводства, «Домостроя», рукоделие было одним из основных занятий русских княгинь и цариц. Особые заботы «первых леди» были связаны с приготовлением вкладов в монастыри: под их руководством и их руками было вышито множество плащаниц, покровов на раки святых, хоругвей…

В послепетровскую эпоху традиция дарения вышитых предметов в монастыри и храмы сохранялась. Но участвовали ли императрицы в вышивке лично, осталось для меня вопросом: должно быть, управление государством не оставляло им времени на сидение за пяльцами. Еще мать Анны Иоанновны, Прасковья Феодоровна, вышивала золотом и шелком, а сама Анна Иоанновна, хотя, вероятно, в детстве обучалась рукоделию, страстно любила охоту… В XIX веке мужчины взяли бразды правления в свои руки, и царицы занялись привычным для них делом – вышивкой и делами милосердия…

Большой рукодельницей была супруга Павла I Мария Феодоровна (София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, 1759 – 1828 гг.), мать Александра I и Николая I. Ее фрейлина О.А. Смирнова-Россет вспоминала, что императрица наставляла воспитанниц Екатерининского института: «Лень – мать всех пороков». Она нередко видела императрицу за рукоделием: «Мария Феодоровна… была в своей карете и вязала из серебряных ниток кисеты, и надобно было считать ряды, потом привязывать нижние для составления креста…»; «Государыня сидела за круглым столом и вышивала по канве…». Великим постом она «ездила на экзамены Екатерининского института: брала работу, вязала шнурок на вилке и слушала со вниманием». Интересно, что до нашего времени сохранилась тонкая как кружево работа Марии Феодоровны – картина, изображающая сцену в саду, полностью вырезанная из бумаги и наложенная на голубой шелк.

Со времени своего восшествия на престол Мария Феодоровна возглавила «Воспитательное общество благородных девиц», которое в 1854 году было преобразовано в «Ведомство учреждений императрицы Марии». Во всех женских воспитательных учреждениях Ведомства рукоделию уделялось особое внимание.

История с перламутровым пенделем

Позднее Ведомство возглавила Александра Феодоровна (Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, 1798 – 1860 гг.), супруга Николая I и мать Александра II. Она со всем вниманием относилась к обучению рукоделию благородных девиц и сама прекрасно управлялась с иглой и пяльцами. Об этом свидетельствует случай, произошедший в Екатерининском институте и переданный в воспоминаниях его воспитанницей Е.В. Аладьиной: «Как-то осенью, мы сидели за пяльцами; в это время, вовсе неожиданно, посетила нас Императрица… Монархиня захотела видеть наше вышиванье и подошла к пяльцам; я, между тем, встала со своего места, чтобы взять у другой девицы пендель. Государыня, спросив, кого и зачем нет на месте, села на мой стул, вышила листочек, и, когда я подошла снова к пяльцам, Ее Величество, встав, сказала мне: «Посмотри, я вышила тебе листочек!» На другой день императрица прислала нам перламутровый пендель, приказав сказать, что этот пендель на те пяльцы, где она вышивала. Царственный подарок и фалбора, на коей рукою благотворительной Александры вышит незабвенный листочек, как святыня хранятся в институте» («Воспоминания институтки», 1834 г.).

Как вы уже догадались, пендель – инструмент для шитья, деревянная или костяная палочка для прокалывания отверстий в ткани в английской глади. Он и сейчас так называется, попросту же – дырокол. Мария Александровна (Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадская, 1824 – 1880 гг.), супруга императора Александра II и мать Александра III, продолжила дело своей свекрови. Между прочим, Эдуард Гау запечатлел ее за рукоделием в Зеркальном кабинете Царскосельского дворца…
При непосредственном участии Марии Федоровны (Марии Софии Фридерики Дагмар, 1847 – 1928 гг.), супруги Александра III и матери императора Николая II, в 1883 году в Санкт-Петербурге была создана Мариинская практическая школа кружевниц. С 1890 года в школе обучали и вышивальщиц, которые затем поступали преподавать рукоделие в самые разные учреждения по всей Европейской части России. В кустарном производстве кружева и вышивки мастерицы упрощали работу, чтобы изготовить и продать больше товара. Поэтому целью школы стало поддержание высокого художественного уровня изящных женских рукоделий.

Хоругвь церкви Марии Магдалины в Дармштадте, вышитая императрицей Александрой Феодоровной.

Дармштадтские сестры

Александра Федоровна (Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская, 1872 – 1918 гг.), супруга Николая II, происходила из семьи великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. Сама герцогиня Алиса хорошо рисовала, а ее сестра, принцесса Елена Шлезвиг-Гольштейнская была президентом Королевской школы вышивки (Royal School of Needlework), основанной в Лондоне в 1872 году. Главной задачей школы было сохранение и развитие ручной вышивки. Поэтому неудивительно, что художественному таланту всех дочерей герцогини Алисы уделялось большое внимание, как и воспитанию Дармштадтских принцесс в целом.
Старшая сестра Виктории Алисы, принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская (1864 – 1918 гг.), прекрасно рисовала, была обучена рукоделию. Ее детские рисунки и вышивки можно видеть в Музее Дармштадта.

После смерти от дифтерии молодой герцогини Алисы в 1878 году дети воспитывались при дворе королевы Виктории. Возможно, что и здесь их обучали рукоделию.

Судьба Елизаветы была и великой, и трагичной: в 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, сына российского императора Александра III. Через 8 лет брака по своему глубокому убеждению она приняла православие с именем Елизаветы Феодоровны. После 1894 года, когда ее муж был убит террористом, великая княгиня Елизавета продала свои драгоценности и на вырученные деньги основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой стала настоятельницей и первой труженицей. В минуты отдыха она вышивала. В музее Марфо-Мариинской обители хранится вышитый великой княгиней образ Спаса Нерукотворного.

О трудолюбии же самой Александры Феодоровны ее фрейлина Анна Вырубова писала: «Императрице, пришедшей… из маленького немецкого княжества… не по вкусу пришлась праздная и равнодушная атмосфера русского высшего общества. С энтузиазмом принялась она в первые же дни своей власти предпринимать попытки изменить что-нибудь к лучшему. Один из ее первых проектов – организация общества рукодельниц, состоящего из придворных дам и кружков, каждый из членов которого должен был своими руками сшить три платья в год для бедных…»

В обычном распорядке дня Александры Феодоровны утренние часы между завтраком и обедом специально отводились для рукоделия. Изделия, выполненные ею, ее сестрой и дочерьми, великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, – шитье, рисунки, открытки – часто продавались на благотворительных базарах.

Сохранилось немало фотографий, запечатлевших императрицу за рукоделием, а также некоторые из ее работ. Известно вышитое ею около 1913 года крестильное покрывальце для сына офицера, служившего в Ливадии; покров и хоругви для православного храма в Дармштадте (1899 г.), в том числе хоругвь с ликом Марии Магдалины, в честь которой храм был освящен; алтарный покров часовни дворца Сент-Джеймс (Лондон), вышитый ею с дочерьми в 1880 году.

В Первую мировую войну императрица, тяжело переживая за страну, занималась устроением госпиталей для раненых, лично ассистировала при операциях в госпиталях. В 1914 году в Царском Селе была устроена часовня на кладбище воинов местного госпиталя, для которой императрица вышила покровцы.
Революция оборвала жизнь обеих сестер… и это только легкий штрих к портрету женщин, причисленных ныне к лику святых за веру и дела милосердия.