Наше ретро: ковры с оленем

Что такое «Наше ретро»? Во-первых, это тема нашей осенней выставки «Формула Рукоделия», которая пройдет 28 сентября – 1 октября в КВЗ Main Stage)))

Формула Рукоделия Москва. Осень 2023

А во-вторых, «наше ретро» – это уют, старые фото, воспоминания наших бабушек и прабабушек. Патефонные пластинки, абажуры с бахромой, ходики, коврики с оленями… 

Поднимите руки, у кого был ковёр с оленями?
Это не просто предмет интерьера, это целая кладовка воспоминаний! Яркие краски, мягкий плюшевый ворс. А главное – то волшебство, когда проведешь пальцем – и появляется полосочка другого цвета, потемнее. Проведёшь потом ладошкой – снова блестит! А еще бахрома, которую можно заплетать в косички… а потом расплести, а то бабушка ругаться будет.  

Так что такое ковры с оленями – китч или ретро? Вопрос непростой.
У многих популярных вещей есть свой жизненный цикл: они стартуют как модная новинка, потом потихоньку скатываются до китча, потом на них брезгливо посматривают и ссылают на антресоли… а затем радостно «открывают заново».

Плюшевые ковры с оленями появились они у нас после Второй мировой войны, вместе с другими «трофейными» частичками чужого быта. И сразу прижились, и это не удивительно: настенные ковры в России знали и любили. Были богатые восточные ковры, были ковры модные, ковры практичные, для тепла… а были крестьянские, яркие, напоминавшие Павлово-Посадские шали. Шерсть для ковров крестьянские мастерицы сами пряли и окрашивали, а обучаться они могли как у мам-бабушек, так и в помещичьих мастерских. Немало ковров изготавливали и в монастырях. Ковры были и ворсовые, и гладкие, и «тамбурные» (в технике ковровой вышивки), и вышитые шерстью крестиком. В дореволюционных книгах по рукоделию встречались интересные техники, например, вышитая по страмину имитация ворсового ковра: стежок представлял собой гибрид из крестика и ковровой петли.

«Его Ворсейшество» настенный ковёр – на самом деле вещь довольно практичная.
Он сохраняет тепло, обеспечивает звукоизоляцию, придаёт комнате нарядный вид (да-да, «дырку в обоях закрывает»), а если помещение сыровато, то спать у стеночки с таким ковром гораздо приятнее.

Помните монолог Вицина из «Операции «Ы»»?

Граждане новоселы! Внедряйте культурку!
Вешайте коврики на сухую штукатурку.
Никакого модернизма, никакого абстракционизма!
Сохраняет стены от сырости, вас – от ревматизма!
Налетай, торопись, покупай живопись!

С точки зрения маркетинга – неплохой же текст! Чётко обозначена целевая аудитория, её «боли» и проблемы, даже есть «работа с возражениями»)) 

Если посмотреть вицинский «ассортимент», то мы видим пруд с лебедями, нарядных дам на фоне пейзажа и даже русалок неглиже. То есть некую квинтэссенцию «мещанства». Что не удивительно, ведь такие «сюжетные» коврики пришли к нам из добропорядочной Германии. Там они вошли в моду еще в 1930-е годы. Собственно, олени на фоне дубрав – это привет из Шварцвальда. Также там встречались те самые нарядные дамы у пруда, многочисленные лебеди на фоне замков, было некоторое количество итальянских пейзажей. Были и восточные мотивы (танцующие девушки, охота на тигров), павлины, красотки в игривых позах (наследие шпалер), а вот полуобнаженные русалки – это уже гротеск, ковры все-таки были «для семейного просмотра».

Привозили из Германии не только яркие плюшевые коврики, но и настоящие гобелены – более трудоёмкие, благородных оттенков, с сюжетами по мотивам старинных шпалер или полотен художников. Но такие встречались реже.

Поток ковров из Германии не иссяк и после войны – советские граждане, отправляясь в Восточную Германию на работу, частенько привозили домашним настенные ковры.

Но спрос на коврики возрастал, а жестокую борьбу с мещанским уютом в СССР прекратили еще до войны – поняли, что бесполезно. Да и Сталин объявил, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Поэтому уже в 1950-е годы в СССР наладили и собственное производство плюшевых ковриков – например, их выпускал Дмитровский бытовой комбинат. У «ковровой лихорадки» в СССР была еще одна причина: массовый переезд в «хрущевки», с их холодными квартирами, сквозняками и тонкими стенами.


Почему именно плюшевые ковры? У них было одно неоспоримое достоинство – цена. Если на настоящее «Его Ворсейшество», то есть большой ковёр с восточным узором, средней семье пришлось бы копить полгода, а то и больше, то «ковёр с оленями» можно было купить на одну месячную зарплату.
Чем «советские ковры с оленями» отличаются от привозных? Часть сюжетов остаётся старыми, гордый шварцвальдский олень по-прежнему сторожит своих олених на фоне густо-синего неба. Но вместе с ним появляются «Три богатыря», мишки в лесу и знаменитая трока, за которой гонятся волки (оригинал написал еще в XIX веке художник Николай Сверчков).
Вариантов у каждого сюжета (кроме, пожалуй, «Богатырей»), было несколько, особенно у тройки с волками. Волки подбегают то к саням, то нападают на лошадей, всадники с переменным успехом отстреливаются. На одном из виденных автором ковриков в санях мчался Н.В.Гоголь.

Были и детские сюжеты (обычно мультипликационные зверушки), ведь такие коврики для тепла часто вешались над детскими кроватками. Но художественная ценность этих ковров по нынешним меркам невысока, плюш не очень хорошо сочетался с детской иллюстрацией.

Что характерно, идеологических сюжетов практически не было, разве что с видом Кремля. Всё-таки плюшевый коврик вещь бытовая, и пару раз в год пришлось бы лупить Владимира Ильича Ленина по ясному челу выбивалкой. Кроме того, коврики не только вешали, их еще и стелили как покрывала.
И была, наверное, еще одна причина, почему на такие коврики не помещали идеологические сюжеты. Коврики были очень разными по качеству – и по цветам, и по печати, и по рисунку. Один и тот же олень мог быть и красавцем, и «о боже, что это?». Плыли цвета, искажались пропорции, предложение явно не поспевало за спросом, и только опытный глаз мог найти картину Васнецова в мешанине наползающих друг на друга цветовых пятен.

В 1960-е олени еще занимали почетное место в доме, но затем эстетика сменилась, и начался новый виток борьбы с «мещанством». В юмористических журналах 70-80-х годов ковры, хрусталь, шубы и чешская стенка высмеиваются постоянно, как и вообще беготня за «материальным» в ущерб «духовному». Ковры с оленями перекочёвывают на дачи, всё чаще становятся покрывалами, оседают на антресолях. Например, ковер с оленем на заставочной картинке был в семье автора предметом горячих споров – оставлять его на стенке на даче или нет. Сам ковёр бабушкин. Для поколения родителей это – то самое мещанство и «снимите это немедленно», а вот для автора – уже благородное ретро и «пусть висит».
Но в 1960-е настенные ковры дали стимул к развитию оригинального советского гобелена. Литовский художник Рудольф Хеймратс первым в Союзе соединил традиции классического тканого гобелена, технику латышского ткачества и веяния современного искусства. Гобеленами заинтересовались, их начали воспринимать как арт-объекты, для них уже находилось место в общественном пространстве (учреждения, дома культуры).

На осенней «Формуле Рукоделия», вы можете увидеть современные гобелены Народного мастера Армении, художника Юрия Овсепяна. Юрий Николаевич взял за основу технику ворсовых ковров, но за счет разной длины ворса и авторских эскизов он добивается интереснейших эффектов, превращая ковры практически в барельефы. Эскизы он создаёт в своей авторской технике свободной графики, и с удовольствием рассказывает о ней гостям выставки.

Нельзя не отметить большую работу по популяризации ручного гобелена, проделанную Ириной Дворкиной. Это и исследования, и мастер-классы, доступные для начинающих. Например, книга «Гобелен за 10 вечеров» с подробным описанием технологии или новая работа «В поисках русского ковра». Очень рекомендуем заглянуть в ее блог!

А еще ковры с оленями нашли свою нишу в миниатюре. В последние несколько лет растет интерес к миниатюрным интерьерам (румбоксам) в «советском» стиле. На выставке «Формула Рукоделия» вы можете найти совсем крохотные реплики советских ковров. И с оленями, и с медведями, и «Его Ворсейшество» в разных видах! Даже если вы не делаете миниатюру, такой коврик можно использовать как книжную закладку. Перевернешь страницы – и ты снова дома у бабушки, тебе снова пять, ты лежишь и «смотришь ковёр».

Встречаемся на осенней «Формуле Рукоделия», которая пройдет в RDP MAIN STAGE (Шарикоподшипниковская ул., д.13, стр.33 с 28 сентября по 01 октября – посмотрим на экспозиции на главную тему выставки «Наше ретро».
Купить билет на выставку