Аромат истории

Термин «ассамбляж» пришел из виноделия – и действительно, материалам для моих работ лет 100 – 150. Все находки или домашние мелочи можно подчинить своей фантазии: старинные кружева и вышивки, пуговицы и пряжки, перчатки и перья… Тут уместно вспомнить А. Ахматову: «…Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Так в моем случае иногда бывает страшно брать в руки кружево или вышивку, особенно бисером, – настолько все истлело! Ткань, словно невесомая паутина, пахнет пылью, значительные утраты, пятна, бисер в россыпи – в таком состоянии часто достается материал.

«По мотивам фаберже» 54х44 см
В композиции использованы фрагменты кружева «брюссельская аппликация» –
ручная работа по тюлю машинной выработки (середина XIX века) и вырезки (вырубки) –
хромолитография под лаком, конец XIX века.

Это неудивительно – сундуки и старые чемоданы давно выброшены, и их содержимое свалено в кучу. Теперь самое время поговорить о восстановлении и реставрации. Во-первых, при чистке старинных тканей необходимо определить чувствительность материала: не линяет ли ткань, подвергалась ли химической обработке, несовместимой с водой (муаровый шелк, мерсеризованный хлопок); нужно учитывать, что современные чистящие средства слишком активны для старинных тканей (рекомендуется мыльный раствор – 50 г мыла на 1 л воды); желательно использовать дистиллированную воду. Очень сложно восстанавливать узоры из бисера, в первую очередь из-за его мельчайшего размера, а также при подборе недостающих элементов. Так, в работе «Цветочная композиция» (82х62 см) пришлось дублировать почти истлевшую основу вышивки – тончайшую ткань газ – и только потом восстанавливать по фрагментам узор, выполненный стеклярусом (на фото вы сможете увидеть исходный фрагмент вышивки и законченную композицию). Несмотря на несомненную сложность и кропотливость, реставрация очень интересна, поскольку появляется уникальная возможность разобраться, как выполнялась на рубеже XIX – XX веков та или иная техника рукоделия

«Кабаре» 54×45 см
Композиция работы – мгновение ночной жизни кабаре конца XIX – начала ХХ века. Стилистику того времени поддерживают материалы – шелковая тафта, страусовые перья, вышивка черным бисером по газу в стиле ар-нуво, а также антикварные фарфоровые ручки и ножки. Стилизация женской головки выполнена из натурального перламутра.

Следующий этап работы – свободное творчество: замысел – идея – создание композиции. Хочу отметить, что в композиции необходимо сочетать стилистически сочетаемые предметы, и тут надо несколько слов сказать о стиле.

Основные предметы моей коллекции относятся к периоду 1880 – 1914 гг., который принято называть Прекрасной эпохой. В конце XIX века во Франции возник новый стиль ар-нуво («новое искусство»), в России получивший название «модерн». Это причудливо изысканный стиль с извилистыми линиями растительного мотива, асимметричными композициями. Влияние стиля на моду выразилось в цветовой гамме – используются блеклые тона. В одежде применялось много высокохудожественной отделки из тесьмы, лент, цветов, а также вышивки бисером, стеклярусом, много перьев.

«Твой праздник» (в частной коллекции) 40×34 см
В работе композиционно объединены старинные вырезанные картинки. С салфеткой из кружева машинной выработки (Западная Европа, начало XX века).

«Дачный натюрморт» Из цикла «Бабушкино рукоделие» 47×37 см
В композиции использована ручная вышивка по сетке с фестоном по краю с традиционно русским мотивом (филейная техника), конец XIX в. Рельефные вырезки – хромолитография под лаком – Европа начало XX века.

Что такое ассамбляж?

Почти в каждом доме есть множество прекрасных старинных мелочей… которые абсолютно некуда девать. Но выбросить их не поднимается рука, ведь они – часть истории семьи. О том, как помочь «гостям из прошлого» обрести новую жизнь в настоящем, рассказывает художник Татьяна Абрамова.

Мое творчество связано с миром старинных вещей. Я создаю ассамбляжи – декоративные композиции из антикварных материалов, т. е. подлинных вещей конца XIX – начала XX в. Это старинные кружева, фрагменты бисерного шитья, перья, вышивки, художественные открытки, перчатки, веера, карты – те предметы старинного быта, которые есть почти у каждого в доме и валяются без уважения к их возрасту. Главная моя идея и желание – сохранить и восстановить исчезающие предметы быта и текстиля рубежа XIX – XX вв.

Я коренная москвичка, в эстетике старинных вещей (в частности, текстиля) я росла, любила и ценила их всегда, научилась разбираться в техниках кружева и видах вышивок, в стилистических особенностях орнаментов и рисунков тканей и т. д.

Истоки моего творчества, я предполагаю, родились из моей профессиональной деятельности. Около 20 лет я преподавала в Архитектурном колледже на кафедре «Реконструкция и реставрация зданий», была ведущим преподавателем, вела дипломное проектирование по реконструкции реальных объектов в Москве. Несомненно, это наложило отпечаток, сформировало потребность сохранять и восстанавливать значимое, исторически и духовно ценное – в тот период это была архитектурная старина. В дальнейшем это воплотилось в моем творчестве.

Так родился собственный стиль, который дает вторую жизнь ветхим теперь предметам домашнего обихода. Мне кажется, что нельзя позволить просто так исчезнуть предметам декоративно-прикладного творчества, имеющим порой буквально музейную ценность. И так же необходимо сохранять предметы быта, которые пусть и годятся для музейной полки, но дороги как память. Как они трогательны, сколько несут тепла и воспоминаний!

Я вижу в этом существенный воспитательный момент (я все-таки преподаватель). На своих выставках я вижу, как молодежь с интересом и уважением относится к старине, и поэтому я даю подробнейшие описания к своим работам. А у взрослых зрителей возникает желание отыскать забытые предметы, показать детям или внукам, вспомнить бабушек и дедушек. А главное, я видела не раз, как у людей возникает творческий импульс, ведь мои работы наглядно показывают, как вещи могут жить в другом качестве. Возникает естественное желание попробовать, дать вторую жизнь милым семейным реликвиям и увидеть, как вещи будут жить второй жизнью, радуя и согревая воспоминаниями.

Мои работы выполнены в технике ассамбляж (от фр. «собирать, соединять»). Эта техника основана на использовании различных объемных предметов или фрагментов, скомпонованных на плоскости, как картина. Работы оформлены в раму под стеклом, тем самым им обеспечена сохранность.