Сохраняя тепло старины - Формула Рукоделия

Сохраняя тепло старины

Рукавицы или варежки?

Вязаные изделия появляются в археологических материалах Европы с первых веков нашей эры. Исследователям хорошо известны скандинавские вязаные предметы: рукавица из Готланда (Швеция) начала нашей эры, рукавица из Лунда (Швеция), связанная до 1400 года. Средневековые варежки известны по раскопкам в Дании, в Гданьске (Польша), других регионах. Общей особенностью этих находок является техника исполнения – вязание одной иглой. Этот же способ вязания применялся на территории России: вязанные иглой предметы известны по раскопкам в Новгороде и Белоозере.
Археолог А. Нахлик, исследовавший девять вязаных фрагментов из Великого Новгорода, пишет: «Сделаны они из очень грубой и нерегулярной нити, так называемой сученины, при помощи переплетения иглой специальным способом. «Игольная» техника служила для вязания теплых и грубых варежек, а также стелек для обуви». А.И. Черепин описал также вязаный иглой чулок XII века из женского погребения близ Пронского монастыря (Рязанская губерния).
На территории Скандинавии вязание иглой применяется до сих пор. В России же архаичная техника существовала по крайней мере до конца XIX века: С. Терновский в «Очерках кустарной промышленности в России» (1881 г.), описывая вязальный промысел во Владимирской губернии, упоминает, что местное население вяжет «с изумительной быстротой, при помощи одной только иглы». В наши дни в восстановлении древней техники игольного вязания преуспели любители реконструкции исторического костюма.

И.П. Аргунов. Портрет графини Толстой. 1768 г.


Рукавицы или варежки?

Для русской суровой зимы вязаные из шерсти вещи были актуальны всегда. Рукавицы, носки и чулки наши предки носили издавна, только как же их называли? Например, происхождение слова «рукавица» очевидно. Однако использовали также слово «рукав» для обозначения муфты и слово «рукавки», которое могло обозначать и рукавицы, и муфту.

Знаток царского быта И.Е. Забелин пишет: «Зимою для защиты рук от холода, кроме теплых рукавков, царицы надевали иногда рукав (муфту)… Кроился он из бархата или атласа и разных золотных тканей… Внутри подкладывался также соболем, украшался иногда золотным кружевом и вышивкой жемчугом.»

Лингвист Г. В. Судаков приводит примеры употребления слова «рукав» в значении муфты: «Рукавка шита по белому отласу золотом и серебром, и тое рукавку взяли ко государю» (нач. XVII в.); «Велено ему купить камки на архимандричий рукав» (1638 г.).

Но муфта была неудобна для работ на холоде, ею пользовались для выхода только царственные особы и знатные люди. Рукавицы же использовались повсеместно. Путешественник Павел Алеппский, побывавший в России в 1654 – 1656 годы, писал: «Сила и лютость холодов неописуемы!.. Они (русские) не снимают с рук больших вязанных из шерсти перчаток с мехом, обтянутых кожей, согревающих, как огонь, зимою, в которых они исполняют все свои работы, даже достают воду и исполняют иные службы. Летом же носят перчатки из кожи и в них работают, чтоб не повредить рук. Заметь эту догадливость! Это делают бедные; богатые же носят перчатки из дорогого сукна с собольим и иным мехом».

Великая княжна Анастасия Романова с вязанием.

Чулки, носки, паголенки…
и шкарпетки

Русскую зиму сложно представить без традиционной обуви – валенок. Однако до XVIII века слова «валенки», «катаники» не фиксируются в исторических документах. Уникальным на взгляд Г.В. Судакова является пример из платяной книги Спасо-Прилуцкого монастыря за 1627 года: «Дал старцу Галахтиону катаников».

Одеждой же для ног служили обертки разного рода – холщовые «онучи», «скуты» (портянки). Слово онуча произошло от «нудить» – стеснять, угнетать, их применение известно с XIV века.

Носили также ноговицы – поколенные чулки без ступни: в XVI веке о ноговицах упоминает Домострой, позднее в документах читаем: «На Петре платья… да ноговицы на ногах овечьи белые» (1612 г.). Носили их чаще монахи, иногда крестьяне и знать.

Слово «чулки» стало известно только в XVI веке. Чулки были шитыми, а чаще вязаными. По мнению Г.В. Судакова, слово «чулок» вытеснило старорусское «копытце», которым обозначали короткие вязаные носки. Короткие чулки знати называли заимствованным из польского языка словом «шкарпетки». Карпетка – «носок вязаной или сшитой из холста, из замши, надеваемый на ногу сверх чулок так, чтобы из-под башмаков не можно было его видеть» (Словарь Академии Российской, 1792 г.).

Упомянутый нами И.Е. Забелин пишет: «В царском быту чулки вязаные… употреблялись очень редко и дома не изготовлялись, а покупались у немцев готовые. У царицы Евдокии Лукьяновны (матери Алексея Михайловича) было трое таких чулок: «чюлки вязеные шолк лазорев с серебром, немецкое дело; двои чюлки вязеные шолк ал да жолт, немецкое ж дело». Обыкновенно же чулки кроились из тафты, атласа или другой ткани…».

Вязаные образцы. Журнал «Der bazar», 1898 г.

Вязание на спицах.

В XIV–XV веках в Европе было известно вязание на спицах. Интересно, что даже Деву Марию изображали изредка за этим рукоделием («Святое семейство» Амброджио Лоренцетти, Сиена, Италия, 1345 г.; «Визит Ангела», Бертрам из Миндена, 1340–1400 гг., Саксония, Германия). Как раз из Европы ввозились в Россию вязаные изделия, подобные упомянутым шелковым чулкам русских цариц.

Скорее всего, первыми вязальщиками на спицах в России были также иностранцы: жители немецкой слободы в Москве, немки-гувернантки и другие. Постепенно вязание на спицах входит в моду у местных жителей и скоро достигает высокой степени совершенства.

В романе Л.Н. Толстого есть эпизод, показывающий, что в России в середине XIX века была известна, например, техника двойного вязания: «Это были два чулка, которые по одному ей известному секрету Анна Макаровна сразу вязала на спицах и которые она всегда торжественно при детях вынимала один из другого, когда чулок был довязан». Немного позднее написания романа техника двойного вязания была запатентована в США.
Во второй половине XIX века вязание на спицах было распространено повсеместно и во всех слоях общества, а местами приобрело значение промысла. Этнограф В.Н. Харузина в воспоминаниях о 1870-х годах пишет: «В Воронках (подмосковная деревня. – И.Ч.) все женское население в те времена было занято вязанием шерстяных перчаток и шитьем лайковых на московские перчаточные магазины. Проходя по деревенской улице, то и дело, бывало, увидишь женщину или девушку, прижавшую под мышку клубок лиловой или малиновой яркой шерсти (таков был вкус тогдашнего рынка: Смоленского, Сенной и т. п.) и быстро двигающую спицами. Эта работа производилась, так сказать, на ходу, между другим делом… К вязанию перчаток приучали девочек с малых лет…»

С. Терновский также пишет, что в некоторых местах Владимирской губернии «вязание чулок и варег является исключительным побочным промыслом жителей… Во всякое время года… можно встретить мужчин (!), женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек, занятых вязанием чулок. Куда бы ни шел народ, особенно бабы, все с вязанием в руках…». Здесь архаичным способом – одной иглой – вязали до миллиона пар чулок в год.

С 1770-х годов становятся известны оренбургские пуховые шали. С. Терновский в 1881 году отмечал: «Шали делаются до того тонкими, что имеющие 9 квадратных аршин весят не более 4 золотников (т. е. около 4,5 кв. м, 17 г. – И.Ч.)», однако сетовал на отсутствие разнообразия узоров для вязания.

Вязание крючком.

Общепринято мнение, что вязание крючком появилось довольно поздно. Популярно оно стало только в XIX веке и употреблялось для вязания небольших вещей, кружев. Но, возможно, со временем исследователи смогут удревнить возраст этого рукоделия. Так, в нынешнем году была опубликована статья, в которой на основе изучения археологических находок текстиля высказано предположение, что уже в XVI веке марийцы для украшения одежды использовали тесемки, связанные крючком простейшим способом – столбик без накида. Исследовательницы Т.Б. Никитина и Н.А. Павлова отмечают, что у некоторых финно-угорских народов для вязания использовались крючки из плоской куриной кости.

В XIX веке крючком вязали детали одежды, вещи из бисера, кошельки, монетницы, предметы интерьера – скатерти, накидки и салфетки.

Модные журналы, главным образом иностранные, публиковали многочисленные рисунки готовых вязаных изделий, хотя после 1848 года появились унифицированные схемы для вязания крючком. Глядя на эти рисунки, хочется сказать, что во многом наши представления об изящных вязаных вещах сохранились в неизменном виде.

Автор статьи

Ирина Чурина 

историк, к. и. н., специалист по дореволюционной истории России и русской культуре. Выпускница исторического факультета Удмуртского государственного университета. В 2007 году окончила аспирантуру на кафедре истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ. Библиотекарь Научной библиотеки СПбГУ.