Мария Октябрьская – вышивальщица и её танк

На дачной улице разворачивается чья-то незнакомая машина. С надписью на заднем стекле: БОЕВАЯ ПОДРУГА.
Откуда, зачем, чья подруга?
За этой надписью – целая история. Она о войне, о храбрости и подвигах, а еще немного – о вышивке.

Мария Васильевна Октябрьская – первая в истории женщина, ставшая механиком и водителем танка. А еще – увлеченная рукодельница!
Родилась она в 1905 г. Крыму, в крестьянской семье. Рано осиротела, воспитывала младших братьев и сестёр, работала телефонисткой. В середине 1920-х годов встретила своего будущего мужа, курсанта кавалерийской школы. Когда они поженились, то решили, что не жена возьмёт фамилию мужа (Рядненко), а они вместе, вдвоём возьмут новую фамилию – Октябрьские.
Так для Марии началась жизнь жены военного, переезды из гарнизона в гарнизон. Мария никогда не переставала учиться: закончила курсы медицинской помощи, хорошо стреляла, выучилась на шофёра. Но при этом никогда не забывала о рукоделии: украшала дом, пусть и временный, шила модные наряды, а еще старалась приобщить к вышивке других жен офицеров и даже одно время организовала для них кружок вышивки.
Стоит сказать, что рукоделие в те годы не было в особом почёте, считалось чуть ли не мещанством, недостойным прогрессивной советской женщины. Но всё равно вся страна шила, вязала, вышивала…

В начале войны Марию вместе с другими женами офицеров эвакуировали в Томск, а через пару месяцев пришла похоронка: «полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боёв на Украине». И Мария Октябрьская поняла, что в тылу оставаться не может. В военкомате ей отказали: 36 лет, проблемы со здоровьем.

Но сдаваться Мария Васильевна не собиралась. Её навыков хватало, чтобы выучиться на механика – водителя танка. Но просто так учиться ее бы не взяли… И тогда она решила оплатить строительство танка из личных средств. Это было нелегко, в то время одна такая машина (танк Т-34) стоила 50 тыс. рублей. Мария и её сестра собрали всё, что могли продать, но этого не хватило. И тогда будущая танкистка села за пяльцы. Несколько месяцев упорного труда, она продавала работу за работой, пока не смогла набрать нужную сумму.

Но и это не давало ей право пойти учиться, и решить этот вопрос мог в Союзе только один человек. Мария отправляет телеграмму в Кремль, Сталину.

Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета обороны. Верховному Главнокомандующему.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком.
Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины.

ОКТЯБРЬСКАЯ Мария Васильевна.

И Сталин дал согласие.
В мае 1943 года Мария Васильевна, которой было уже под 40, начала обучение в Омском танковом училище. Она стала первой женщиной в стране, получившей специальность механика-водителя танка. А еще через полгода «Боевую подругу» с ее экипажем отправили на фронт в составе 2-го батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса.

Экипаж «Боевой подруги» ставили в пример другим. Один раз танк был подбит, но несмотря на ранение, Мария Октябрьская ещё двое суток продержалась под огнём противника, пока танк не удалось эвакуировать. Однополчане звали ее «наша мама».

На белорусском фронте Мария сражалась до января 1944. В очередном бою танк получил повреждения, и устранить их можно быть под огнём противника. Мария Октябрьска получила тяжелое ранение осколком в голову. Её прооперировали в полевом госпитале, потом лечили уже в тылу, в Смоленске, но спасти сержанта Октябрьскую не удалось. 15 марта 1944 года Мария Васильевна скончалась во фронтовом госпитале. Похоронили ее в Сквере Памяти Героев.

М. В. Октябрьская была представлена к ордену Отечественной войны I степени, а посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном листе было написано так:
«В период боевых операций и в период формирования бригады тов. Октябрьская с любовью заботливо относилась к боевой машине. Её танк не имел вынужденных остановок и поломок. Тов. Октябрьская на приобретённом ею танке за наличный расчёт отомстила фашистам за смерть своего мужа. Тов. Октябрьская — смелый, бесстрашный воин».

А что стало с танком «Боевая подруга»? Танк, который построила на свои деньги Мария Октябрьская, был подбит, но в память о «нашей маме» однополчане начали называть «Боевой Подругой» и другие танки. Войну заканчивала уже четвертая «Боевая подруга», танк с экипажем дошел до Кенигсберга.
Появились и другие «Боевые подруги». Так, два танка купил на собранные средства женский коллектив Свердловского хлебомакаронного комбината. Традиция назвать танки именем «Боевая подруга» продолжилась и после войны.


А что стало с тем танком, который дошел до Кенигсберга? В 2019 году его восстановили специалисты из Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, и в 2020 г. легендарный танк успешно прошел испытания на полигоне училища.
В честь Марии Октябрьской названы улицы в Смоленске, Джанкое и Лиозно, имя Марии Васильевны носит Томская гимназия №24, построенная на месте дома, где Мария с сестрой жили в эвакуации. Название «Боевая подруга» также носит женский ансамбль ветеранов Великой Отечественной войны города Смоленска.


Если кто-нибудь скажет, что рукоделие – это несерьёзно, что это занятие для ленивых и изнеженных, просто помните, что вышивка помогла Марии Васильевне воплотить свою мечту.