Лоскутная философия

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype

Не каждая рукодельная техника становится философией. У пэчворка и его собрата квилтинга это получилось. День пэчворка в мире отмечают 19 марта, а Национальный день квилтинга (National Quilting Day) в Америке приходится на третью субботу марта, начиная с 1991 года. Процесс сшивания лоскутков в одно целое несет в себе идею единения. И недаром: в Америке со времен первых поселенцев шитье одеял из остатков одежды объединяло женщин из разных семей и помогало им выстоять перед суровыми испытаниями Нового света.

Пэчворк и квилтинг: в чем отличие?

Пэчворк (от англ. patch – заплата и work – работа, труд) – это техника сшивания лоскутов и сборки из них блоков различной конфигурации. В разных традициях эти блоки отличаются по форме и носят образные названия. Например, в русском лоскутном шитье есть блок под названием «изба», в американском – «бревенчатый домик». Подробнее о технике можно прочитать в книге «Пэчворк для начинающих. Техники и проекты». А вот квилт (англ. quilt) – это принцип сборки изделия в целом. Согласно традиции, настоящий квилт (обычно это одеяло или покрывало) должен иметь не менее трех слоев – верхний, средний (утеплитель) и нижний, т.е. изнаночный. Именно такие квилты привезли с собой из Англии жены пуритан. Они согревали семью в холодном климате Нового света, служили предметом гордости своих хозяек и часто передавались от матери к дочери.

Второе отличие пэчворка и квилтинга – в наличии или отсутствии стежки. Если в пэчворке стежки может не быть или она выполняется «шов в шов» и незаметна, то при изготовлении квилтов без нее обойтись невозможно. Стежка не только скрепляет все три слоя лоскутных одеял и покрывал, но и обладает декоративными функциями. Можно сказать, что это отдельное искусство. Прочитать о нем подробнее можно в книге «Библия объемной декоративной стежки. Техники и проекты».

Третье отличие квилтинга от пэчворка состоит в том, что верхняя, декоративная сторона квилтов может не состоять из лоскутов, сшитых в блоки, а, например, бывает украшена аппликацией, в том числе и цветочной. Подробнее о ней читайте в книге «Цветочный пэчворк. Яркие проекты из райского сада». Также верхняя, декоративная сторона квилта может и вовсе состоять из цельного куска ткани, украшенного только искусной фигурной стежкой, в том числе и объемной. Изначально квилты простегивались исключительно вручную, на больших пяльцах. Многие американские мастера делают так и сейчас, считая машинную стежку неким «облегченным вариантом».

Одеяло вместо соцсети

Технология сшивания лоскутов воедино и стежка – древние искусства. Так, в 1920 году в Китае британский археолог Артур Штейн обнаружил лоскутный ковер, который был сшит из лоскутков одежды паломников, направлявшихся к находящемуся поблизости знаменитому храму. А самый древний образец этого искусства находится в Каире: он выполнен из кожи газели и датируется 980 годом до нашей эры. Стеганая одежда была достаточно обычной в странах Востока, а в Европу ее завезли рыцари-крестоносцы, надевавшие ее под доспехи для дополнительной защиты. Новую технологию быстро оценили английские женщины, ведь она давала возможность не только использовать лоскуты, оставшиеся от пошива одежды из недешевого индийского набивного хлопка, но и создавать практичную одежду и теплые одеяла, защищавшие от холода всю семью. Тогда квилты были деталью обихода богатых людей: например, известно, что одна из жен короля Генриха VIII, Екатерина Ховард, получила перед свадьбой более 20 квилтов. В XV веке в Италии появилась технология художественной стежки, которая позволяла дополнительно украсить одеяла и покрывала.

В 1620 году жены пуритан привезли английский квилт в Новый свет. Стеганые одеяла помогли поселенцам сначала перенести тяготы многодневного плавания (из них сооружали постели и даже перегородки), а затем пережить первую холодную зиму недалеко от современного Плимута. Таким образом, лоскутные одеяла стали средством выживания. Поскольку ткани доставлялись из Англии с частыми и длительными перебоями, женщинам пришлось латать вещи, привезенные с собой с родины. Для этого использовались лоскуты тканей, оставшиеся от пошива одежды, поэтому узоры первых квилтов были примитивными и не слишком яркими – на первое место ставилась утилитарность, а не красота. Позже жизнь переселенцев вошла в привычное русло, с завозом тканей стало получше, но квилты остались. В зимние вечера, когда за окнами шел снег и часто невозможно было выйти из дома, женщины сидели у очага и собирали блоки из лоскутов или же кропотливо нашивали на ткань аппликацию. Когда наступала весна и становилось возможным посетить соседок, рукодельницы собирались группой и приступали к масштабному совместному проекту – собирали блоки воедино, сшивали одеяло или покрывало и простегивали его вручную. В мероприятии участвовали все, от бабушек до внучек (для девочек часто это были первые уроки шитья). А кроме того, это был прекрасный повод пообщаться, обменяться опытом, помочь друг другу советом. Посиделки с квилтами можно считать аналогом современного общения в соцсетях. Его результатом становились прекрасные вещи, у каждой из которых часто было свое название и назначение.

Дружба, любовь и свобода

Так, например, «Квилт свободы» молодые мужчины получали на свое двадцатилетие. Он был сшит женской половиной семьи (бабушками, матерями, сестрами, тетушками, кузинами) из лоскутов, оставшихся от шитья их самых красивых нарядов в знак того, что юноша стал самостоятельным и может отправляться в путешествия, захватив с собой теплое одеяло. Такие квилты сильно изнашивались и поэтому до нас практически не дошли. На День рождения или помолвку девушки ее родственницы, подруги и соседки часто шили «Квилт дружбы». Каждая из мастериц изготавливала несколько собственных лоскутных блоков, причем часто, стараясь блеснуть перед товарками, делала их максимально красивыми и сложными в исполнении. На блоках могло быть обозначено имя женщины, которая их сшила, затем все они собирались в готовое одеяло или покрывало и сюрпризом преподносилось виновнице торжества.

Традиционно считалось, что девушка на протяжении своей жизни в родительском доме должна изготовить 12 квилтов. Тринадцатый ей шили родственницы только в том случае, если она была помолвлена или обручена. Он назывался «Свадебным» или «Квилтом невесты». Часто в качестве декора использовались мотивы сердечек, по которым сегодня как раз и отличают этот вид квилта.
С течением времени квилт менялся. До середины XVIII века его верхняя часть была выполнена в основном в технике пэчворк. Далее до середины XIX века «на пике моды» в искусстве квилтинга была аппликация, а затем на первое место вышло искусство стежки, в том числе и по белой ткани, так называемая «белая работа».

Квилтинг и пэчворк. С чего начать?

Возрождение искусства квилтинга началось в 1970-е годы. Мода на этнический стиль в одежде и интерьере, сопутствующая движению хиппи, этому весьма способствовала. Сейчас не только в Америке и Европе, но и в России множество рукодельниц всерьез увлекаются пэчворком и квилтингом, состоят в соответствующих клубах, обмениваются идеями и поддерживают некоторые старинные традиции, например, дарят друг другу «Квилты дружбы» по случаю праздников. Огромное количество магазинов, торгующих товарами для рукоделия, предлагает широкий ассортимент товаров для пэчворка и квилтинга. Что же вам понадобится, если вы решите заняться этим увлекательным хобби?

Квилтинг и пэчворк – увлекательные хобби, которые хоть раз в жизни необходимо попробовать любой рукодельнице. Начните, и вы убедитесь, что старинная техника шитья лоскутных одеял, которую создали наши прабабушки, и сегодня способна доставить нам с вами настоящее удовольствие.

Иллюстрации взяты с сайта Национального музея Американской истории, Вашингтон https://americanhistory.si.edu

Автор статьи

Березина Вера

Филолог, журналист, экс-редактор журналов «Вышиваю крестиком» и «Formula Рукоделия».