Тёплая нить связи поколений

Самое сильное и устойчивое в обществе – это традиции. Гилберт Честертон, автор известных рассказов о патере Брауне, как-то сказал: «Следовать традиции – значит, отдавать свои голоса самой загадочной партии – партии наших предков». И это так и есть. Соблюдая традиции в рукоделии, мы поддерживаем связь с теми, кто ушёл. Мы вышиваем крестиком и гладью так же, как наши бабушки, делаем лоскутные одеяла, как наши прабабушки, и мы не только творим в такие моменты, мы вместе, мы ощущаем единство.

Преемственность поколений

Цель любой традиции – передать последующему поколению нормы, правила, ценности. Так же и традиции в рукоделии – это передача последующему поколению забытое порой искусство, опыт, секреты мастерства. В традициях есть преемственность, воспитательные аспекты, то, что формирует личность следующего поколения. Плохо быть «Иванами, родства не помнящими».

Трудно стать мастером, если не изучишь то, что создали до тебя. Все великие художники начинают с того, что копируют картины старых мастеров, а затем начинают поиск себя в искусстве. Многие поэты и писатели начинали с того, что сначала копировали стиль великих, но затем, находили что-то своё, новое и индивидуальное. Каждое поколение хочет стать первооткрывателями, и это замечательно, но для этого первоначально требуется изучение секретов мастерства тех, кто уже работал в этой сфере до нас.

Традиции в рукоделии – дают возможность приобщиться к прекрасному и многогранному миру рукоделия, попробовать в разных сферах рукоделия, найти себя. Хорошо, когда кто-то есть рядом старший и опытный, тот наставник, который покажет и как ткань подбирать, и какие нитки нужны, и как иголку удержать в руках. Все начинают с азов, а мастерство приходит позже.

Латинское слово «tradition» обозначает огромный пласт обрядов, привычек, представлений, уклада и навыков. Традицию мы передаём от родителей к детям. Что же такое традиция в рукоделии? И почему сейчас, в XXI веке так важно знать, помнить и поддерживать её? Рукоделие, как часть жизни человека, многогранна и включает в себя огромное количество направлений ручного труда. Чаще всего, говоря про рукоделие, мы имеем в виду: шитье, вышивку, вязание. Хотя, под этот термин можно отнести: ткачество, выжигание, резьбу, рисование, мозаику, витраж, декупаж, оригами, плетение, роспись, лепку и многое другое.

Как видим, сфера рукоделия обширная. Каждый человек, вне зависимости от пола, цвета кожи, места жительства или вероисповедания, причастен к рукоделию. Недаром у каждой народности национальный костюм – это идентификация себя в традициях и истории. Ведь именно в таком костюме собрано всё лучшее и творческое, ибо через одежду шло отражение индивидуальности поселения.

Истории тонкая нить

Традиционно в России рукоделием занимались женщины. Интересный факт: в дохристианской Руси Богиня Макошь была символом мудрости и рукоделия. Она считалась покровительницей вышивания, ткачества и бисероплетения. Славяне отмечали 26 октября – день Макоши. Само имя Богини происходит от старинного слова mokos – прядение. Считалось, что пятница – это традиционный день Богини, и в этот день нельзя было ткать и прячь. На старинных вышивках и изображениях она изображалась статной, длиннорукой молодой женщиной с длинными волосами. Бытовало поверье, что трудолюбивой девушке Богиня подарит сотканное приданное, а если она будет работать не покладая рук, то может ожидать целый сундук приданного. Надо помнить, что в те времена каждый кусочек шел в работу, поэтому это очень щедрый подарок.

Игла, как таковая, появилась в древнем Новгороде в X-XI веке. Именно с тех пор новгородцы стали не только сшивать материю, но и в одежде появилась вышивка. Именно вышитые узоры на одежде говорили об их обладателях намного больше, чем, если бы человек сам стал бы рассказывать о себе.

В крестьянской среде рукоделие прижилось больше всего, ибо оно стало неотъемлемой частью не только свободного досуга, но и бытовой жизни. Ткачество, шитьё, прядение шерсти – всё это было необходимым в быту. Девочек рукоделию начинали обучать еще в детстве, так как эти навыки были необходимы для дальнейшей жизни. Важно отметить, что виды рукоделия были сильно зависимы от времени года, так как сменялись общественные работы, кроме того, на рукоделие влиял церковный календарь и праздники. Позже, некоторые виды рукоделия стали перерастать уже в промыслы. Ведь мастерицы достигали определённых высот и теперь могли продавать свои изделия.

Стоит сказать, что тип рукоделия зависел от времени года. Именно сезон диктовал свои условия. Так, к Покрову заканчивали уборку льна, и сразу после этого девушки принимались его прясть. Ведь девушек приучали к работе за ткацким станком уже с десятилетнего возраста. В деревне существовало несколько кружков, разбитых по возрасту. К примеру, девушки на выданье садились прясть вместе. Чтобы монотонная работа была интереснее – пряли наперегонки. Чаще всего прядение шло весь октябрь и Рождественский пост. Молодежь пряла растительные волокна, в то время, как пожилые женщины работали с шерстью.

Вышивали же, в основном, в праздники и на выходных. Начинали вышивать или со дня святой Варвары (4 декабря) или в день введение Богородицы в храм (21 ноября). После Рождества рукоделием было принято не заниматься, а делали перерыв. Прядение же заканчивали к Великому посту. Этому способствовало увеличение светового дня. Надо было успеть соткать всё до Пасхи, так как потом начинались полевые работы. Именно весной подросших девушек принимали в «кружки рукоделия». Существовала традиция, что после замужества уже нельзя вышивать: «Муж во двор, пяльцы на стол» — гласила поговорка.

А что же в дворянстве? Уже на рубеже XVIII-XIX веков роли женщины меняется. Она становится хозяйкой усадьбы и создаёт в ней уют. Теперь женщина отвечает не только за быт, но и за красоту дома. Дворянки начинают усилено вышивать, вязать кружева. Для некоторых приглашаются зарубежные преподаватели. Становится модным изделия из бисера, созданные своими руками. Если на Западе бисером занимались именно мастера, то в России преимущественно женщины высшего сословия. Они могли позволить себе дорогие материалы, но и то, что выходило из-под их рук — очень ценилось и задало высокую стоимость ручного труда. Позже стало считаться, что образованная барышня та, что умеет вышивать и для которой рукоделие не просто звук. Именно отсюда, такое бережное и даже трепетное отношение к подаркам ручной работы, которые аристократки дарили ухажерам и мужьям.

Вязание пришло в Россию только в XVIII веке, но моментально прижилось. Начиная с Покрова, по вечерам, женщины собирались вместе, говорили и вязали. Был даже обычай: невеста должна была связать жениху шарф. Если после месяца носки изделия всё было хорошо, и парню носить его было комфортно, то он женился на девушке. Если же шарф кололся, доставлял хозяину беспокойства и неудобства, то считалось, что брак будет неудачным и лучше на такой девушке не жениться. Ведь шерсть впитывает энергетику и чувства людей, и по изделию можно определить, какой человек.

Тонкая нить традиций

Как мы видим, рукоделие имеет древние и интересные исторические корни. Нет ни одной семьи, где мужчины и женщины, из поколения в поколение, не занимались бы рукоделием. В наш информационный век всё меньше вещей может похвастаться теплотой человеческих рук. Поэтому традиции в рукоделии поддерживают эту тонкую нить преемственности, тёплую и светлую, благодаря которой новые поколения могут овладеть секретами мастерства и создавать новые и красивые рукодельные вещи.

Недаром на выставке «Формула Рукоделия Москва. Весна 2016» такой популярностью пользовалась экспозиция «Семейные традиции». Компания через связь поколений показала, что рукоделие — еще одно связующее звено. К организаторам на выставке подходили многие участники и посетители и рассказывали свои семейные истории, связанные с рукоделием и их традициями в семье. Оказалось, что каждая семья хранит что-то свое и готова поделиться этими историями.

Кроме того, в выставке принял участие клуб-мастерская текстильного дизайна «Красный сарафан» при фольклорном центре ТКС «Кунцево». Члены клуба-мастерской – художники-любители и профессионалы – создают авторский костюм и его аксессуары, предметы быта и интерьера, а также кукол на основе традиций народного творчества. Клуб представил тематическую экспозицию «Не нами заведено, не на нас и закончится», в рамках которой продемонстрировал панно, авторские костюмы, аксессуары, куклы и текстильные прялки.

Музей-усадьба «Ясная Поляна», в рамках выставки, подержала тему традиций в рукоделии. Помимо интересного стенда и рассказа о рукоделии в усадьбе, была презентована книга «Русское усадебное искусство», которая тут же была раскуплена посетительницами, так как предоставляет большой интерес для всех увлеченных рукоделием.

Традиции и бизнес

Ни для кого не секрет, что многие мастера и фирмы часто за вдохновениями и идеями обращаются к традициям. В рукоделии это особенно развито, ведь что, как не сама сфера является исторической и востребованной.

Самое частое использование традиций происходит в сфере украшений и бижутерии. Многие мастера выполняют реплики серег, кулонов, брошек, которые люди могли видеть в музее или в учебнике истории. Славянские, кельтские мотивы лидируют, ведь многие люди хотели бы поддержать связь поколений и носить аутентичные обереги или серьги, как тысячелетиями носили их предки. Яркий пример – латышская художница Мара Генере, которая взяла латышские узоры и наладила производство серёг, браслетов и заколок из бисера. Специфика её украшений – латышские народные узоры, выполненные из бисера. К каждому символу мастер дат пояснение и рассказывает историю. Все это просвещает покупателя и теперь он покупает и носит не просто вещь, а символ и целый пласт культуры и истории.

На втором месте, по использованию традиций, идет одежда. Многие фирмы специально возвращаются к истокам, или стараются использовать традиционные материалы, фасоны, узоры в своей работе. Во-первых, это делает обладателя такого костюма ярким и выделяет его из толпы, кроме того, как и сотни лет назад, именно такое одеяние позволяет идентифицировать кто и откуда человек. В мире без границ, когда одна и также вещь доступна по всему миру, возвращение к истокам и корням особенно ценится и востребовано. В России все чаще люди ищут традиционные льняные сарафаны или платье, которые пошиты по старинным выкройкам. Помимо того, что такая одежда женственна и удобна, она еще качественно сделана. И чаще всего носится больше, чем из магазина.

Следующее направление, где традиции работают и приносят прибыль – аксессуары. Тут и деревянные сундуки, и кожаные сумки, и кованные вещи, и связанные коврики или салфетки. Мы стараемся наполнить наш дом уютом, и чтобы каждая вещь нам что-то рассказывала или передавала атмосферу. Именно поэтому сейчас так востребованы мастера, которые в своем творчестве возвращаются к традициям и стараются внести их в своё творчество.

Еще одна сфера, где традиции и бизнес иду вместе – рукоделие. Помимо полных реплик старинных схем, или воспроизводства известных и традиционных мотивов или картин в нитках и бисере, существует так же и новое осмысление старого. Яркий пример – украинская фирма Мережка, которая взяла традиционные украинские сюжеты и мотивы, переосмыслила из через свои вышивки и стала выпускать наборы, которые быстро завоевали любовь и уважение рукодельниц по всей Европе. Ведь в них ярко видна нить рукодельной традиции, при этом, каждый набор доступен и его может вышить даже ребенок.

Традиции в современном мире – востребованный материал. Как для бизнеса, так и для потребителя. Немного фантазии и знаний, и на исходе мы часто имеем интересный и самобытный продукт, который выделяет мастера или фирму на общем фоне и приносит повышенный интерес и спрос со стороны покупателей.

«Формула Рукоделия» поддерживает традиции в рукоделии и старается развивать эту тему, привлекая внимание посетителей и участников выставки. Ведь в истории можно бесконечно черпать вдохновение и новое — часто забытое или переосмысленное прошлое.

Фотографии и иллюстрации, использованные в статье:

  1. Картина Василия Тропинина «Золотошвейка», 1826 год.
  2. Картина Василия Тропинина «Кружевница», 1832 год.
  3. Картина Алексея Венецианов «Русская девушка за вышиванием», 1843 год.
  4. Экспозиция учаcтников на выставке «Формула рукоделия Москва. Весна 2016».
  5. Этнографический музей, Санкт-Петербург
  6. Экспозиция с выставки “Рукоделие в усадьбе. Руки работали, а сердце дарит” в Люблино
  7. Экспозиция «Связь поколений» с выставки «Формула Рукоделия Москва. Весна 2016»
  8. Экспозиция музея Ясная Поляна с выставки «Формула Рукоделия Москва. Весна 2016»
  9. Экспозиция учаcтников на выставке «Формула рукоделия Москва. Весна 2016».
  10. Экспозиция учаcтников на выставке «Формула рукоделия Москва. Весна 2016».

Яна Бебре