Проект «Ботанический атлас»
Команда «Формулы Рукоделия» представляет вам проект, разработанный совместно с музеем-заповедником «Царицыно». У сотрудников музея, среди которых есть истинные ценители рукоделия, родилась идея: пусть рукодельницы не только любуются музейными экспонатами, но сами воссоздают их на канве!
От всего коллектива «Формулы Рукоделия» передаем слова благодарности коллективу ГМЗ «Царицыно» за возможность прикоснуться к прекрасному материалу и сотрудничество.
Особую признательность выражаем генеральному директору музея – Наталье Юрьевне Самойленко и начальнику Отдела внешних связей и рекламы — Юлии Киселевой. Спасибо за подаренное вдохновение и вашу открытость!
Партнерский проект «Ботанический атлас»:


Что послужило основанием проекта
Прикосновение к истории сродни прикосновению к чуду. А восстановить своими руками кусочек истории – это уже настоящее волшебство! «Формула Рукоделия» совместно с музеем-заповедником «Царицыно» дарят вам такую возможность, переложив на канву страницы ботанического атласа XVIII столетия.

За последние годы в России постоянно растет интерес к историческому наследию, и это во многом влияет и на развитие музейного дела. Все чаще музеи меняют свой формат, опираясь на более живое, тесное общение с посетителями, делая их не только зрителями, но и участниками увлекательного путешествия в прошлое. В этом плане очень показателен пример музея-заповедника «Царицыно», который предлагает своим гостям широкий выбор образовательных программ (в том числе интерактивных), экскурсий и мастер-классов для детей и взрослых, предоставляет площадку для концертов и музыкальных фестивалей, проводит детские праздники, фотосессии в старинных костюмах и т. д. А поскольку музей располагает огромной коллекцией предметов прикладного искусства, то родилась идея – создать серию схем для вышивки крестиком на основе музейных экспонатов. Такая практика уже существует во многих европейских музеях, где издаются целые книги по вышивке.



Не секрет, что в последние годы все сильнее входят в моду «ботанические» вышивки, поэтому
сотрудники музея и предложили переложить на канву несколько листов из уникального издания – ботанического атласа, изданного в Германии в середине XVIII столетия аптекарем из Регенсбурга Иоганном Вайнманном.
Ботанические атласы появились в Европе еще в XVII веке и использовались не столько для образовательных, сколько для медицинских целей. Составляли атласы обычно врачи, аптекари или садовники. Главная роль в таких книгах отводилась картинкам – как правило, это были раскрашенные вручную, очень красивые гравюры. Исполняли их с большим старанием, тщательно прорисовывая корни, стебли, цветки, листья, плоды и семена. При необходимости некоторые части изображали в разрезе, стараясь как можно точнее показать, что там внутри. Иногда рядом на листе рисовали насекомых, которые опыляли цветки или, наоборот, портили плоды и листья: пчел, бабочек, гусениц, стрекоз.

Иоганн Вайнманн начал свою работу над атласом в 1737 году. Для XVIII века характерны длинные названия книг, порой занимавшие весь титульный лист. Свой труд Иоганн Вайнманн назвал так: «Изображение растений и цветов, или Обзор нескольких тысяч растений, деревьев, плодовых деревьев, цветов, фруктов, грибов и проч., как местных, так и экзотических, из четырех частей света, в течение многих лет собранных с неустанным тщанием Иоганном Вильгельмом Вайнманном, коммерческим асессором и старшим аптекарем из Регенсбурга. Их изображения, прекрасно вырезанные на меди, с использованием столь долго ожидаемого и наконец изобретенного способа отпечатаны и представлены Варфоломеем Зойтером, Иоганном Элиасом Ридингером и Иоганном Яковом Хайдом, императорскими художниками и граверами. Названия [растений], их свойства, роды, виды и описания их лучших древних и новых авторов в алфавитном порядке, с лечебным, фармацевтическим, хирургическим и хозяйственным применением, точно разъясняются на латинском и немецком языках г. Иоганном Георгом Николаем Дитрихом, советником Его императорского величества, ординарным медиком светлейшего князя Фюрстенберг-Штюлинген и города Регенсбурга». На титульном листе это название заняло всего более 35 строк!

Для Вайнманна это был не первый опыт: еще в 1723 году он издал свой первый справочник лекарственных растений. Ко времени издания «Изображения растений» (по-латыни это звучало «Phytanthoza iconographia…») ему исполнилось уже 57 лет, аптека приносила хороший доход, и в свободное время он занимался любимой ботаникой, собирая сведения о деревьях, травах и цветах, и даже создал в Регенсбурге ботанический сад.
Для работы над «Phytanthoza iconographia…» Вайнманн пригласил Георга Эрета, начинающего художника и гравера. Эрету было всего 20 лет, но, несмотря на юный возраст и небольшой опыт, он прекрасно разбирался в растениях и понимал их структуру. Позднее он станет одним из лучших художников-ботаников, будет участвовать в экспедициях знаменитого шведского ученого Карла Линнея. Но встреча с Вайманном не принесла ему ни славы, ни денег: Эрет не смог сдержать обещания и за год работы выполнил всего лишь 500 рисунков, то есть менее поло-вины намеченного. Рассерженный Вайнманн выгнал Эрета, уплатив ему лишь небольшую часть гонорара. Продолжать работу пришлось другим художникам и граверам: Иоганну Ридингеру, Иоганну Хайду, а также Варфоломею Зойтеру, который, кстати, впервые в этой книге применил новый, изобретенный им способ печатания цветных гравюр.
Описывать растения и способы их применения Вайнманн поручил медикам, жившим с ним в одном городе, – Иоганну Дитерихсу и его сыну Людвигу. Они сделали это на двух языках – по-латыни, что было обязательно для ученых того времени, и по-немецки.
Издавалась книга около восьми лет – с 1737 по 1745 год. Иоганн Вайнманн не дожил до выхода в свет всех томов, завершать работу пришлось без него. «Phytanthoza iconographia…» стала одной из самых красивых книг за всю историю ботанических атласов. В музее-заповеднике «Царицыно» хранятся все четыре тома этого издания, а взглянуть на несколько листов из атласа можно на сайте музея.
Материал предоставлен © СГБУК г. Москвы «ГМЗ» «Царицыно»
www.tsaritsyno-museum.ru