Современный войлок – какой он?

С каждым годом у валяния – все больше поклонников, и это не удивительно, ведь мало какой материал способен обеспечить такое богатство текстур и красок, получить на выходе яркие и эффектные работы, которые к тому же можно носить на себе! Ведь фактически валяние – это создание текстиля! Для мастера работа с войлоком – отличная возможность выразить свою индивидуальность, найти свой творческий стиль. А для дизайнера – шанс изучить все возможности материала, обыграть его необычные эффекты.

Войлок привлекателен и с точки зрения ремесла, и с точки зрения потребителей. Каждое изделие получается уникальным: его сложно повторить, и вероятность встретить женщину в такой же шапочке – практически нулевая. И, согласно статистике, именно войлочные работы пользуются наибольшим спросом на ярмарках и арт-маркетах, их раскупают быстрее и охотнее всего!

Немного истории
Слово «войлок» в русском языке происходит от тюркского «ойлык» – «покрывало». Что такое войлок? Это изделия из натуральной шерсти, изготовленные путем сваливания. Только у натуральной шерсти у каждого волоска есть наружный чешуйчатый слой – кутикула, которая и позволяет волоскам зацепляться друг за друга в процессе сваливания. Первым появилось мокрое валяние – свойлачивание шерсти под воздействием горячей воды. Первый образцы войлока археологи датируют 6 тысячелетием до н.э. Но как отдельное ремесло появилось с массовым развитием животноводства, в основном у кочевых народов. Многие сохраняют древнейшие традиции валяния до сих пор, и их изделия до сих пор привлекают поклонников национального колорита. Для традиционного валяния характерен довольно узкий набор техник, зато в них видно все очарование натуральной шерсти и естественных красителей – растительных и минеральных.

Валяние как вид искусства начало развиваться с распространением искусственных красителей для шерсти. Технические приспособления для валяния знала еще античность, с XIX в. механические устройства для валяния начинают совершенствоваться, а в XIX в. появляются первые иглопробивные машины, которые позволяли сваливать также синтетическое волокно (сейчас такую машинку можно приобрести и для домашнего использования).

Особенности национального валяния
За рубежом больше всего поклонников у войлока – в Европе и в Японии. Валяние сейчас – одно из самых модных видов рукоделия, особенно в Германии, Скандинавии и Италии. Но в основном к войлоку относятся как к развлечению, арт-терапии и как к элементу дизайна. Валяние – это прежде всего возможность расслабиться, пообщаться с «братьями по оружию», создать необычный арт-объект или украсить дом необычным предметом интерьера. Особо следует упомянуть итальянцев, для них валяние – один из инструментов современного дизайна. О пользе рукоделия и популярности войлока говорит то, что валяние официально включено в социальные программы адаптации.

В Россию войлок пришел, когда из Европы начали приезжать мастера-фельтмейкеры, чтобы повысить свой статус и освоить новую аудиторию. Но почти сразу у российских мастеров начала формироваться своя специфика. Поскольку исторически в России валяние было развито довольно сильно, да и валенки в детстве носили практически все, у нас отношение к войлоку – утилитарное, прикладное. А значит, от мастеров требовалось не просто создать красивую вещь, эту вещь еще предполагалось носить, и не один-два раза. А это значит – более высокие требования к результату — особая технология и высокий профессионализм. Изделия, которые пользуются наибольшим спросом – это платья, жилеты и жакеты, игрушки и сумки. Но самый популярный жанр, который расходится активнее всего – это войлочные тапочки! Они менее сложны в исполнении, чем, скажем, сумки, но в них наиболее важно поддерживать высокую планку качества, чтобы не потерять, а, наоборот, наращивать круг покупателей и поклонников.

В валянии – два основных направления: сухое и мокрое. Сухое валяние, когда шерсть сваливается специальной иглой – это более камерный жанр, рассчитанный в первую очередь на создание эстетических объектов (игрушки, скульптура, украшения, арт-объекты). Это занятие можно сравнить с приятной медитацией. А вот мокрое валяние позволяет «охватить» более широкие площади, создавать одежду и интерьерные вещи. Нередко в одном изделии сочетаются обе техники – более мелкие детали дорабатываются в технике сухого валяния.

Войлок объединяет!
Ни одно прикладное искусство, особенно популярное, не может полноценно развиваться без среды для общения. И, наверное, самый удобный и широкий формат – это фестивали. Кроме Фестиваля «Современный войлок» (организован ООО «Формула рукоделия» и Студией-магазином «Шкатулочка») в России проходит, например, «ФелтФЕСТ» (г. Санкт-Петербург), международный проект «Новая жизнь традиций», «Байкальская звезда», фестиваль ремесел в Вологде и т.д. Народные традиции валяния представлены, например, на фестивале «Узоры жизни на войлоке» в Бурятии. За рубежом масштабные фестивали фельтмейкеров проводятся в Берлине, итальянский фестиваль Feltrosa (см. http://feltrosa.com/ ) каждый раз организуется на новом месте, японские валяльщицы собираются на фестивали в Токио и Киото два раза в год. В США это в основном небольшие фестивали местного формата. Активно проводит небольшие войлочные фестивали Великобритания, для которой овечья шерсть – продукт стратегический, недаром лорд-канцлер по традиции восседал на мешке с овечьей шерстью.

Клубы и персоналии
Ольга Антропе представляет студию-магазин «Шкатулочка», которая уже более 7 лет работает на российском рынке и является одним из основных популяризаторов войлочного искусства в России. В этой студии можно найти все необходимые материалы как для начинающих валяльщиц, так и для профессионалов, здесь регулярно проводятся образовательные мероприятия по обучению валянию для различного уровня подготовленности, каждый месяц организуются клубные встречи. Сейчас набирает обороты новый проект дистанционного образования – «Лаборатория войлочных идей. Секреты мастерства». Кроме студии-магазина «Шкатулочка» из крупных объединений фельтмейкеров в России можно назвать Творческий союз мастеров по войлоку, студия FELT-CLUB Юлии Хабаровой (Санкт-Петербург), студия Felt4Fun Нины Демидовой (Москва), студия «Украса» (Москва) и студия «Войлок» (Москва), студия «Шерстяной город» (Новосибирск), студия «Сотвори» (Омск). Ну а если вы хотите посмотреть, кто сейчас считается ведущими дизайнерами по войлоку, то посмотрите работы Рутсуко Сакаты (Rutsuko Sakata) (Япония), Джори Джонсон (Jorie Johnson) (США), Дианы Нагорной (Украина), Вилты Казлаускайте (Vilte Kazlauskaite) (Литва), Алены Селезневой (Россия), Александра Пилина (Россия), Ксении Шинковской (Латвия), и этот список можно продолжать еще очень долго.

Очарование войлока складывается не только из богатства материалов и текстур. Войлок – отличная возможность выразить себя и раскрыться как мастеру, а еще – поселить в своем гардеробе уникальную вещь, созданную с душой. И веточку лаванды, чтобы не искушать моль!

Материал подготовлен ООО «Формула рукоделия» совместно со студией-магазином рукоделия «Шкатулочка» (www.shkatulochka.com).