Расскажите друзьям о мероприятии

Светлана Пименова: история сэмплера

Как это было

Светлана Ивановна Пименова

страстная вышивальщица, большая любительница истории и заядлая путешественница! Уже много лет она остается бессменным руководителем вышивального клуба «Нить Ариадны» (библиотека им. Леси Украинки в Филях). Несмотря на преклонный возраст (не так давно Светлана Ивановна разменяла девятый десяток!), ее можно назвать примером жизнелюбия, оптимизма и неугасающего интереса к жизни, к мировой культуре.

А качество и размеры ее вышивок просто потрясают! Светлана Ивановна без колебаний берется за огромные отшивы на самой мелкой канве, и порой распарывает большие фрагменты начатой вышивки, потому что что-то не понравилось, захотелось изменить или улучшить.

«Конек» Светланы Ивановны» – это старинная вышивка. Сперва она собирала и вышивала сэмплеры-алфавиты по готовым схемам, но затем начала создавать и собственные композиции из имеющихся образцов – схем и альбомов по старинной вышивке. А затем ей попалась в руки книга Евы-Марии Лесцнер «Ученические образцы вышивок», вышедшая в Германии в конце 90-х. Она охватывала период примерно с середины XVI по середину XIX века и содержала коллекцию семплеров, вышитых девочками и молодыми девушками в качестве учебных образцов, а также коллекции узоров и шрифтов. Вместе с фото из музейных собраний там были частично восстановлены схемы вышивок, но они были черно-белыми, и от каждой вышивки можно было вышить самим лишь несколько фрагментов. При этом терялся весь шарм старинной вышивки и порой стройной, а порой и немного хаотичной композиции семплера.

Одним словом, Светлану Ивановну это не устраивало решительно, и она несколько раз приходила на стенд редакции «Formula Рукоделия» с просьбой подыскать ей дизайнера, который взялся бы отрисовать схему на основе фото. Но время шло, дизайнер не находился, а проект получался интересный, и за него решила взяться редактор «Formula Рукоделия» Ольга Деопик. У нее был некоторый опыт в создании вышивальных схем, а у Светланы Ивановны – многолетняя практика улучшения и изменения готовых проектов.

После ряда экспериментов оказалось, что автоматически перевести крестики с фото в счетную схему не получится, так как ткань местами деформировалась, а клетки ткани иногда оказывались вытянуты по горизонтали или вертикали, поэтому Ольга вооружилась лупой и набирала схемы вручную, а затем они садились со Светланой Ивановной, сверяли промежуточную схему с фото, вносили изменения на компьютере, и Светлана Ивановна подбирала нитки и отшивала схему, попутно внося изменения и прорабатывая технические моменты (например, в сколько сложений вышивать тот или иной элемент).
И наконец, на основе отшива создавался окончательный вариант схемы. Несколько схем мы также опубликовали в журнале «Formula Рукоделия», и с уже удовольствием видели несколько отшивов!

На данный момент Ольга Деопик и Светлана Пименова восстановили целый ряд сэмплеров, самый ранний из которых датируется XVI веком! В основном это немецкие, голландские или английские образцы. У авторов проекта не было задачи в точности воссоздать оригинал, ведь зачастую его вышивал ребёнок, порой с ошибками, нарушениями симметрии, незаконченными элементами узора…

Кроме собственных разработок, Светлана Пименова решила показать вам работы современных дизайнеров, которые также вдохновлялись старинными сэмплерами! Мы надеемся, что и вы когда-нибудь захотите прикоснуться к замечательному искусству старинной вышивки.

Восстановили уже пять старинных семплеров-алфавитов, самый ранний датируется концом XVI века, самый поздний – началом XIX столетия. И мы с радостью предлагаем вам первый проект из этой серии – алфавит 1750 года. Кроме счетного крестика и шва «назад иголку» в нем активно используется шов «гольбейн», а также «алжирский глазок».

Понравился проект? Поделитесь с друзьями