«Иконы в технике узелкового плетения» - Формула Рукоделия

Поделитесь экспозицией с друзьями

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в telegram
Поделиться в email

«Иконы в технике узелкового плетения»

Как это было

Авторская экспозиция и мастер-класс Ольги Куличковой

Льняная нить, пройдя через века,
связать сумела эпохи древние
и современность…

О. Куличкова

В рамках выставки-продажи «Формула Рукоделия Москва. Весна 2022» 24-27 февраля в КВЗ MAIN STAGE будут представлены иконы, выполненные в узелкового плетения – завязывание миллионов узелков вручную, без применения спиц или крючка. Для изготовления одной работы требуется несколько месяцев кропотливого труда. Испокон веков на Руси существовала добрая традиция дарения икон.

О МАСТЕРЕ: ОЛЬГА КУЛИЧКОВА

 

Мастер узелкового плетения Ольга Алексеевна Куличкова свои умения получила от бабушки, Марии Зиновеевны Некрасовой – дочери священнослужителя. Бабушка прожила долгую жизнь, много молилась, соблюдала все посты, а в свободное время учила внуков прясть на прялке, веретене, плести кружева, вязать. Зимой дед ставил в избе огромный ткацкий станок, чтобы ткать половики. Все виды рукоделия Ольге были по душе: роспись хохломой, вышивка крестиком, бисером, ткачество гобеленов, аппликация из соломки, лепка из глины, но ближе всех все-таки стало макраме. Узелки сами собой легко завязывались, выстраивались в рисунок.

В 80-е годы Ольга Алексеевна уже преподавала макраме в Доме детского творчества, учила детей правильно завязывать витой, двойной плоский узел, фриволите. Во времена дефицита умелые руки радовали окружающих красивыми мелочами: кашпо для цветов, настенные панно, абажуры, пояса, сумочки, кошельки, воротники, шали, салфетки, всевозможные шторы, картины из объемных цветов и даже подвесной журнальный стол.

Ольга Алексеевна Куличкова – многократный победитель всероссийских и международных конкурсов и фестивалей по декоративно-прикладному творчеству.

С возрастом появилось желание оформлять иконы. В такой работе можно было проявить свой почерк, свои фантазии, почувствовать радость от воплощенной работы – долгой и кропотливой.

МАСТЕР-КЛАСС ПО УЗЕЛКОВОМУ ПЛЕТЕНИЮ

Внимание! Только в рамках выставки у вас будет возможность освоить азы техники узелкового плетения от Ольги Куличковой! 

В ходе мастер-класса Ольга покажет основы узелкового плетения, простой навес на толстом бельевом шнуре, а затем используется  правосторонний витой узел, левосторонний витой узел и двойной плоский узел  из джутового шпагата. Под  руководством мастера  вы свяжете из узелков простейшее небольшое кашпо для декоративных веточек.

Если обучаемый легко освоит вышеназванные три узла, то Ольга  покажет как вяжется узелковая цепочка из двух веревок. 
Стоимость мастер-класса 600 рублей. 

Ждем всех желающих на стенде С4 Ольги Куличковой рядом со сценой.  

ОБ ИКОНАХ

Что же такого особенного в иконах в технике узелкового плетения?

Лик и руки для каждой из икон пишет иконописец на холсте. Затем из льняной или хлопчатобумажной нити, путем завязывания миллионов узелков вручную, без применения спиц или крючка выплетается объемный, ажурный оклад иконы. Узелок за узелком соединяется в неповторимый рисунок. Риза святого выкладывается ниточка к ниточке, скрепляется и украшается узелковым плетением. В своей работе мастер использует разные цвета ниток. Каждая икона в единственном экземпляре.

Если окунуться в историю, то мы увидим, что испокон веков на Руси существовала добрая традиция изготовления и дарения икон. Преподнесенный в дар образ приносит радость и успокоение человеку. Традиция дарения икон на Руси была очень сильна и в настоящее время начинает возрождаться. Дарящий икону не может иметь злых намерений, поэтому дарение иконы – это всегда способ сказать о своем глубочайшем уважении, почтении или любви.

Многие иконы попали в Россию, будучи подаренными другими христианскими странами. Они символизировали глубокое уважение дарителя к принимающей стороне.

Именная икона ручной работы с изображением святого покровителя, небесного защитника будет оберегать, вести своего земного тезку по жизненному пути, поможет сберечь добрые отношения в семье, защитит от невзгод. Икона ручной работы всегда будет считаться уместным подарком в христианской семье.

Такую икону можно принести в дар не только в честь именин или другого личного праздника. Икона – это нечто совершенно особенное, с приметами не совместимое. Ибо главное ее предназначение состоит в том, чтобы оберегать и защищать душу и телесную оболочку верующего человека. Икона – символ высокой духовности и любви.

ИСТОРИЯ МАКРАМЕ ИЛИ УЗЕЛКОВОГО ПЛЕТЕНИЯ

Народные ремесла уходят корнями в глубины веков. История возникновения искусства узелкового плетения началась с того момента, как первобытный человек впервые завязал узелок.

Как только появились первые веревки (или их аналоги: волокна растений, ремешки), вслед за ними появилась и необходимость как-то скреплять их вместе – появились сети из трав и шерсти животных, плетеные предметы обихода. Изначально все придумывалось с сугубо практическим смыслом. У многих древних племен была и узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Книги сматывались в клубки.
Китайские «узелки счастья» до сих пор широко распространены. Упомянутый в греческой мифологии Гордиев узел стал нарицательным (выражение «разрубить Гордиев узел» говорит о нестандартном решении трудной ситуации). На Руси ворожеи вязали обережные узлы – наузы.

С помощью узорочья – так называлось декоративное плетение на Руси – изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое.

С развитием мореходства узелковое плетение становится сложнее, разнообразнее. Моряки в дальних походах плели различные украшения, пояса, кулоны для женщин, люльки для детей. Считается, что жители многих стран (например, Индии и Испании) переняли искусство плетения узлов именно от моряков, где-то в XIV веке.

Примерно в это время макраме увлекает и жителей Италии. Появляются различные школы, начинают обучать этому искусству детей и, впоследствии, создается новый вид плотного плетения, который называется «кавандоли», или гобеленовое плетение. Затем этот вид рукоделия продвигается дальше в Европу.

XVII-XVIII века – это расцвет различных техник плетения, которые присутствовали как в одежде, так и в повседневном быту. Высший свет Англии обязательно имел в элементах одежды украшения из плетеных золотых нитей.

С конца XVIII в. макраме приходит и в Россию, начиная свой путь с Прибалтики и постепенно завоевывая места в сердцах русских рукодельниц. Само слово «макраме» имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома». Появились первые книги, обучающие узелковому плетению. Так попеременно, то затухая, то вновь возносясь на пик популярности, макраме добралось до нашего века.

В настоящее время особый модный шик приобрели вещи, сделанные своими руками. Становятся популярными и разные виду плетения – например, микро-макраме. Эта техника, взяв основной принцип узелкового плетения, основывается на использовании тонкой нити и искусственных или натуральных камней, бисера, бусин и другой фурнитуры. Она позволяет создавать потрясающие по красоте украшения, предметы быта и даже картины. В итоге, пройдя путь от бытового и магического применения, макраме из обычного узла превратилось в произведение искусства.
Актуализация традиционных народных ремёсел – это не новое течение в работе современных мастеров, это естественный процесс развития ремёсел во все времена. Каждый мастер вносит изменения в ремесленные традиции предков, тем самым продлевает им жизнь и, возможно, сам создаёт традиции.

Хотите узнать еще больше? Загляните на канал Ольги Куличковой на YouTube. Он так и называется: «Узелковое плетение».

А чтобы посмотреть сами работы – приходите на выставку «Формула Рукоделия» 24-27 февраля! Экспозиция будет расположена рядом со сценой.

Понравился проект? Поделитесь с друзьями

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в telegram
Поделиться в email